Правильная эксплуатация автоматической коробки передач

Одной из причин выхода из строя АКПП является неправильная эксплуатация и обслуживание коробки автомат

В холодное время года настоятельно рекомендуется прогревать ДВС. За это время коробка передач достигнет рабочей температуры, так как системы охлаждения АКПП и двигателя связаны между собой.

При длительной эксплуатации трансмиссионная жидкость рано или поздно утрачивает свои свойства, столь необходимые для полезных функций. Вырабатывают свой ресурс присадки. Трансмиссионная жидкость в течение всего срока эксплуатации в нормально работающей коробке должна оставаться чистой. Допускается лишь небольшое изменение ее цвета. Грязная же черная жидкость с запахом гари — показатель того, что коробке нужна не замена жидкости, а серьезный ремонт.

Что такое адаптивные «коробки»?

Опять-таки, этот больше относится к системе управления, а не к АКПП. Развитие «электронных» АКПП привело к появлению адаптивных «коробок». Бортовой компьютер следит за манерой водителя управлять автомобилем, подстраиваясь соответствующим образом под нее. Кроме того, в алгоритм работы такого компьютера заложен учет износа в АКПП фрикционов. Все это приводит не только к повышению комфортной езды на автомобиле, но и к повышению его ресурса.

Различия между «гидравлическими» и «электронными» «коробками»?

Все АКПП одинаковы как в первом, так и во втором случае. Отличие касается системы управления. Систему управления можно разделить на три части:1. формирующую сигналы состояния АКПП и ее управления;2. анализирующую и исполнительную. В случае «гидравлической» «коробкой» работоспособность всех этих трех частей обеспечивает гидравлика. В случае же электронной «коробкой» все сигналы формируются электрическим путем, и только в конце цепочки используется гидравлика. Кроме того, для анализа поступающей информации используется ЭБУ (компьютер).

Методы проверки состояния «коробки».

  1. проверка уровня и качества масла в «коробке».
  2. время включения передачи при перемещении селектора. О включении передачи можно судить по характерному толчку. Обратите внимание на качество переключений во время движения автомобиля, при переключениях не должно быть «ударов», «пинков» вибрации. Момент переключения не должно быть повышенных оборотов двигателя.

Как выглядит система охлаждения АКПП?

Главным источником тепловыделения в «коробке» является гидротрансформатор («бублик»). Причем при больших нагрузках выделение тепла очень велико. Рабочая температура АКПП сравнима с температурой ДВС, а может и превышать ее. Поэтому автомобили с АКПП имеют свою систему охлаждения, радиатор, который либо встроен в основной радиатор охлаждения двигателя, или установлен отдельно и охлаждается воздушным потоком.

Надо ли прогревать АКПП перед началом движения?

В холодное время года, перед тем как начать движение не обходимо не много прогреть масло в АКПП до рабочей температуры. Для этого не обходимо перевести ручку селектора в положение загрузки, (на 1-2 минуты) поочередно на каждую передачу, при этом держать педаль тормоза. Двигатель должен работать на холостых оборотах.

Как буксировать автомобиль с АКПП?

Для некоторых автомобилей имеются очень жесткие паспортные ограничения. Например, Jeep Grand Cherokee рекомендуют транспортировать только на эвакуаторе. По проще Chrysler`а с передним приводом. Автомобили с трехскоростной АКПП можно буксировать со скоростью 40 км/ч на расстояние 20-25 км, а с четырехскоростной АКПП — со скоростью не более 60 км/ч на расстояние до 90 км. И все же, какая бы машина ни была, в случае поломки акпп рекомендуется эвакуатор. Потому, что в АКПП смазка осуществляется принудительно, т.е. масло подводится к каждой паре трения под давлением. Если «коробка» неисправна, значит, нет уверенности в наличии смазки.
Буксировку же осуществляйте при работающем двигателе и установке селектора в положение «N».

Сколько масла заливать в АКПП?

В зависимости от типа АКПП может вмещать от 4 до 15 литров масло. При замене сливается далеко не весь объем масла. Как правило масла остается в каналах, и, далеко не все гидротрансформаторы имеют пробки для слива. Поэтому при сливе масла часть его остается в «коробке», но это считается допустимым. Если Вы хотите полностью сменить масло, то необходима двух или трехкратная замена масла.

Использование присадок к ATF.

Этот вопрос часто задают при возникновении проблем в работе АКПП. В большинстве случаев проблемы в работе АКПП сопровождаются повышенным износом фрикционов. Это необратимый процесс, ни замена масла, ни присадки их не восстановят. Поэтому, капитальный ремонт — единственный способ восстановить работоспособность «коробки». Современные масла уже имеют в своем составе все необходимые присадки.

Уровень постоянно понижается, а следы течи масла отсутствуют.

Возможно, неисправностью является наличие у некоторых типов АКПП вакуумного модулятора, формирующего давление. Внешне вакуумный модулятор напоминает аналогичное устройство на жигулевском трамблере. Модулятор соединен с впускным коллектором трубочкой, по которой, в случае неисправности мембраны модулятора, масло из АКПП попадает в коллектор и сгорает.
Типичные представители автомобилей, на которых установлена АКПП с модулятором: Ford Scorpio, Ford Sierra, Ford Explorer, Mercedes, переднеприводные автомобили концерна Motors General с четырехступенчатыми «коробками». Следует заметить, что с начала 90-х годов происходит отказ от использования модуляторов и замена их электрическими датчиками.
Еще одна причина понижения уровня масла в «коробке» при отсутствии течи может служить нарушение герметичности охлаждения. У многих автомобилей радиатор для охлаждения масла АКПП встроен в радиатор охлаждения двигателя. При нарушении герметичности встроенного радиатора, масло попадает в систему охлаждения двигателя, в результате чего антифриз превращается в розоватую эмульсию.

Заниженный или завышенный уровень масла в трансмиссии.

Если в АКПП низкий уровень масла то, что насос вместе с маслом начинает захватывать воздух. В результате образуется воздушно-масляная «эмульсия», которая имеет низкую теплоемкость и теплопроводность. Масло теряет важнейшие из своих свойств. Следствием этого будет:1. снижение давления в системе управления; 2. плохой отвод тепла из АКПП; 3. ухудшение смазки трущихся элементов. Движение автомобиля со вспененным маслом в АКПП быстро выведет коробку из строя.  Вспенивание масла увеличивают его объем, поэтому при проверке уровня он окажется завышенным.

Так же масло может вспениваться если уровень превышает допустимые нормы, так как, в масло начинают окунаться вращающиеся детали АКПП и вспенивают его. Вспенивание происходит не сразу после запуска двигателя, как в случае с заниженным уровнем, а в процессе движения, особенно с высокими оборотами двигателя.

И так мы выяснили, что в случае заниженного уровня, так и в случае завышенного уровня вспенивание масла приводит к увеличению его объема, и, как следствие этого, к его выбросу через сапун «коробки». Заглянув под машину, можно увидеть, что там, вся коробка в масле.

Наш автосервис желает Вам удачи на дорогах, без каких-либо поломок. Но если у Вас возникли проблемы с АКПП, и Вы не можете решить эту проблему самостоятельно, то мы готовы в любое удобное для Вас время помочь Вам!